Недостатки и преимущества дистанционной торговли заключаются в следующем:
-
покупателю не нужно выезжать в магазин, всю информацию о товаре он, может посмотреть на сайте продавца;
-
покупатель не имеет возможности потрогать и осмотреть со всех сторон нужную ему вещь, вынужден доверять тем характеристикам, которые представлены в каталоге интернет-магазина.
Приобретение товаров в интернет-магазине, регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"; Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 “Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
Особое значение приобретает положение п. 4 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», о наличии у покупателя возможности отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней либо в течение 3 месяцев при условии не предоставления в письменной форме в момент доставки товара информации о порядке и сроках его возврата.
При продаже товара дистанционным способом продавцом до заключения договора потребителю должна быть предоставлена следующая информация (ст. 10 Закона):
-
об основных потребительских свойствах товара. Данная информация должна позволить потребителю определить, какой именно товар ему необходим, каков его состав, последствия его применения (употребления) и т.п. В случае если потребителю оказалось недостаточно представленной информации, то он вправе обратиться к продавцу с просьбой, представить ему дополнительные сведения;
-
об адресе (месте нахождения) продавца, при этом должен быть указан как адрес фактического места нахождения продавца, так и его юридический адрес, номер телефона, факс, электронный адрес. Наличие такой информации позволит потребителю в дальнейшем в случае необходимости быстро связаться с продавцом;
-
о месте изготовления товара. Место изготовления товара – это не только страна-изготовитель, но также город, адрес (место нахождения) изготовителя. Такая информация должна быть доведена до потребителя доступным ему способом, например, закодированная информация в виде штрих-кода не может рассматриваться как факт представления информации о месте изготовления потребителю;
-
о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя). Такая информация фактически дополняет информацию о месте нахождения продавца (изготовителя) и также имеет своей целью обеспечить потребителю более быстрое обращение к продавцу (изготовителю) в случае возникновения такой необходимости;
-
о цене и условиях приобретения товара. Данная информация является одной из важнейших составляющих, однако продавцы нередко в целях привлечения большего числа покупателей указывают стоимость товара без учета налогов или без учета почтовой доставки. Сведения об этом приводятся, как правило, мелким шрифтом либо в менее заметных местах рекламного проспекта, каталога. Нередки случаи, когда на товар из каталога предоставляются значительные скидки, однако при этом где-нибудь в незаметном месте указывается, что рекламная кампания действует в течение ограниченного срока;
-
о его доставке. Данный пункт может иметь важное значение, если продавец находится не в месте нахождения потребителя. В этом случае следует тщательно проверить условия доставки товара, входит ли условие о доставке товара в общую стоимость заказа или потребителю придется оплачивать доставку отдельно. При этом может также играть роль удаленность населенного пункта, в котором находится покупатель, от места нахождения продавца. В ряде случаев доставка товара является дополнительной услугой, и покупатель должен дополнительно сообщить о необходимости доставки продавцу. Если потребитель не сделает этого своевременно, то рискует взамен товара получить сообщение, что принадлежащий теперь покупателю товар он может получить в определенном (не всегда удобном для него) месте;
-
о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке. Сведения, перечисленные в данном пункте, должны быть представлены потребителю до заключения договора купли-продажи. Таким образом, до приобретения товара потребитель должен узнать из информации, полученной от продавца, установлен ли на выбранный товар срок службы, срок годности или гарантийный срок, какова его продолжительность, где находятся сервисные центры;
-
о порядке оплаты товара. Продавцом должна быть определена прежде всего форма оплаты: денежный перевод, наличные денежные средства в кассу и т.д. При этом продавец вправе самостоятельно выбрать наиболее приемлемую для него форму оплаты товара или предоставить ее выбор на усмотрение потребителя. Кроме того, должно быть определено, необходима ли предоплата или можно оплатить товар по факту его получения. Если речь идет о предоплате, то продавец вправе предусмотреть как полную, так и частичную предоплату. Подробная информация об этом также должна быть предоставлена покупателю;
-
о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Если продавец не представил покупателю информацию о сроке действия его предложения, то считается, что оно действует неопределенный срок, при этом именно на тех условиях, которые стали покупателю известны из рекламного проспекта, каталога и т.п.
Вся вышеизложенная информация в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона должна быть предоставлена покупателю в момент доставки товара в письменной форме. Кроме того, покупателю должны быть предоставлены в письменной форме сведения о порядке и сроках возврата товара. В случае если продавцом в момент доставки товара не была предоставлена информация в письменной форме о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, то потребитель имеет право отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара, купленного дистанционным способом:
В зависимости от наличия недостатков в приобретенном товаре можно выделить две возможных ситуации, в которых процесс возврата товара будет отличаться:
-
возврат товара, в котором нет недостатков, т.е. товара надлежащего качества;
-
в товаре обнаружены недостатки т.е. передан товар ненадлежащего качества.
Возврат товара надлежащего качества:
Потребитель вправе отказаться от товара, в котором не было обнаружено недостатков, в течение 7 дней с момента получения товара. При этом причины возврата законом не устанавливаются, то есть они могут быть любыми.
Важно запомнить, что возврат товара надлежащего качества возможен в случаях, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства и документ, подтверждающий факт и условия покупки товара у продавца.
В случае если по каким-либо причинам документ, подтверждающий факт покупки товара, у потребителя отсутствует, это не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара (свидетельские показания, распечатки с интернет-сайтов и др.).
Также необходимо помнить, что не все товары можно вернуть как товар надлежащего качества. В соответствии с п.4 ст. 26.1 Закона нельзя отказаться от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства. Это означает, что данный товар был сделан индивидуально для потребителя, и только он может его использовать. Например, изготовление обуви по меркам, которые предоставлены индивидуально, конкретным потребителем.
Продавец возвращает покупателю денежную сумму, уплаченную за товар, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара. Возврат денежных средств осуществляется в течение 10 дней с момента предъявления такого требования.
Возврат товара ненадлежащего качества:
В случае если потребителю был передан товар ненадлежащего качества, т.е. в нем имеются какие-либо недостатки, то необходимо пользоваться правилами, установленными ст.ст. 18-24 Закона.
Потребитель имеет право на предъявление следующих требований:
-
безвозмездное устранение недостатков;
-
соразмерное уменьшение покупной цены;
-
замена на товар аналогичной марки либо на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-
отказ от исполнения договора и возврат денежных средств, уплаченных за товар.
В отношении не которых товаров, действует Перечень утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463, действует до 1 января 2027г.:
- Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара.
- Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащие обмену (возврату).
По вопросам защиты прав потребителей Вы можете обращаться за консультацией в Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах по адресу: Воронежская обл., г. Россошь, ул. 50 лет СССР, дом 1а, каб.№11, тел.8-47396-2-56-02, e-mail: rssgsen5@yandex.ru